Консультации для родителей детей 5-6 лет

О ЧЁМ ГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ В СЕМЬЕ? ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ?

Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывал о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже не достаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка,кукла, машинка, тарелка. Например: “Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Катюшей. У Катюши зелёные глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. Скуклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают”.

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: “Как называется предмет?”, “Из чего сделал?”, “Для чего нужен?”.

После 6 лет необходимо научить ребёнка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и т.д. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагает ребенку отгадать, какой предмет задуман, а затем просите его сделать то же: “Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?” А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами “зима”, “дети”, “зимние развлечения”.

“Наступила зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, а девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей”.

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: “Мальчик был в лесу, собирал грибы. Вдруг он услышал, где-то близко заревел медведь…”

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец.

Советы и пожелания родителям

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.

Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.

Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их.

Предложите ребенку соревнование “Чья сказка лучше”, “Чей рассказ интереснее” с участием всех членов семьи.

Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.

Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу, это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

Используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка, игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы

Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.

Коррекция точности направления руки.

Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

Коррекция размаха движений руки при рисовании.

Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

Коррекция формообразующих движений.

Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.

Коррекция изображения мелких предметов.

Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.

В работе с детьми, используется изобразительная деятельность не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки. Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», «монотипии» разные способы монотипии, гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, доставляют детям большое удовольствие. Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.

Методика тычка, возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования тычком предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным. Рисунки созданные методом тычка эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Рисованием по мокрой бумаге хорошо получаются различные цветы, которые радуют мам на выставке в преддверии 8 марта.

Детям нравится ещё одним из интересных методов рисования, является «набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму. Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.

Технику Оригами дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Дети с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.

Результатом работы с детьми является то, что дети осваивают много нетрадиционных техник изобразительной деятельности, формируют умения самостоятельно и творчески работать с различными изоматериалами. Решается задача не только подготовки рук к письму, но и воспитание эстетического вкуса. 


Ребёнок не любит (не умеет рисовать)?

Попробуйте начать с развития силы и координации мелких мышц руки. Предлагаю вам игры для кистей и пальцев рук с использованием разных мячиков. Мячи можно использовать самые разные.

Мячик сильно посжимаю 

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем).

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

(Предать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами в соответствующие пальцы левой руки).

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч. Затем средними пальцами и т.д.)

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад-вперед).

Танцевать умеет танец

На мяче ой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцев правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем).

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч).

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю – браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!



Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.

Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.

Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.

Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

 Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.

Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать.  Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.

Уменьшение живого общения между детьми  продолжается, и как следствие неграмотность  растет!

Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.

ЧТО И КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ?

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемо го, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.  По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?  Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества. Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес. Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво. В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело. В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

     Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
     Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги.  Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально. Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное».  Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи. Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно почти не используются в детском саду. Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе. Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.
   Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир. Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ

Папы и мамы, бабушки и дедушки, сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной работе с детьми, имеющими различные по степени выраженности нарушения речи, формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего кропотливой длительной работы учителя-дефектолога, воспитателей, родителей и ребенка.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картиноккроме лексико-грамматических упражнений, нужно обязательно включать логические упражнения:

расстановка картинок в логической, временной последовательности;

восстановление специально пропущенного звена;

придумывание содержания дополнительной картинки в начале или в конце серии.

Повествовательные рассказы по сюжетной картинке  составляют на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

 придумывание конца или начала готового рассказа;  

составление рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями;

  по опорным схемам;

    на тему.

Обучение детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа, предваряющий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников предлаем родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества учителя-дефектолога, воспитателей с родителями.

Сочинение – записанный родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятиии с учителем-дефектологом в детском саду.

Составление сочинений включают несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

1.   Подготовительная работа проводится учителем-дефектологом или родителями по заданию учителя-дефектолога. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.

2.   Составление рассказа детьми в совместной деятельности  под руководством учителя-дефектолога.

3.   Коррекция и закрепление материала во время непосредственно образовательной  деятельности.

4.   Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).

5.   Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенка совместно с родителями:

рассказ ребенка;

доработка, коррекция рассказа родителями;

повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений;

запись и красочное оформление рассказа.

Работа по составлению рассказов-сочинений ведется в старшей группе. Темы сочинений-описаний подбираются в соответствии с лексической темой, изучаемой в течение недели, например, «Яблоко», «Капуста», «Берёза», «Заяц», «Кошка» и др. сочинение является итогом работы над лексической темой.

Трудность у детей при составлении описаний вызывает необходимость придерживаться определенной последовательности при изложении материала. Большую помощь при этом оказывает план-схема. Сначала дети составляют рассказ с опорой на схему, а затем без неё.

Вот сочинение-описание, которое было составлено ребёнком после изучения темы «Игрушки» и знакомства со словами-признаками:

«Мяч – это игрушка. Он разноцветный, состоит из разных частей. Мяч круглый, большой. Он пластиковый. Мячик можно кидать, ловить, с ним можно плавать».

А вот пример составления сочинения-описания после изучения темы «Фрукты. Сад» и знакомства с построением сложных предложений с помощью сочинительного союза а:

«Яблоко и лимон – фрукты. Яблоко красное, а лимон желтый. Яблоко круглое, а лимон овальный. Яблоко большое, а лимон маленький. Яблоко и лимон твердые. Яблоко гладкое, а лимон шершавый. Яблоко сладкое, а лимон кислый. Эти фрукты сочные. Они растут на деревьях в саду. из яблоко можно приготовить яблочное пюре, испечь яблочный пирог, выжать яблочный сок, а из лимона можно сварить лимонный компот».

Уважаемые родители, только при взаимодействии с вами ребенок овладеет умениями:

расставлять картинки в логической и временной последовательности;

восстанавливать специально пропущенное звено;

придумывать содержание дополнительной картинки в начале или в конце серии;

составлять описательные, повествовательные, сравнительные  рассказы по опорным словам;

по опорным схемам;

 на тему.

    Вот почему надо начинать учить детей составлять рассказы как можно раньше! Первые годы обучения – самые важные и благоприятные. Совместная деятельность по развитию связной речи принесёт богатые плоды только при тесном сотрудничестве учителя-дефектолога, воспитателей, родителей и детей и при проведении пошаговой систематической коррекционной работы

РЕЧЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СЛОВА-ПАРАЗИТЫ

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

 Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну.

Если в речи ребенка появились слова-паразиты, нужно как можно быстрее от них избавиться. Мало того, что они засоряют речь ребенка, они еще и создают впечатление у окружающих, что ваш малыш не воспитан. Да и в детском саду, и в школе ему будет довольно трудно, ведь ему будут постоянно делать замечания из-за «запретных слов».

Многие считают, что слова-паразиты — это удел людей со слабым словарным запасом, а ведь вы не хотите, чтобы вашего сына или дочь называли недоучкой, дразнили и придумывали прозвища.

Как показывают исследования, не только подростки, но и дети школьного и дошкольного возраста «нукают», «мычат» через слово. Кроме слов-заменителей, именно так и можно назвать привычное детское «ну», существуют еще и слова-паразиты, которым явно ребенок научился у старших братьев, сестер, а то и у вас.

Лишенный жаргонных слов, лексикон взрослого человека выглядит скучным, но это не значит, что в присутствии ребенка вы должны говорить «досвидос», «слыш», «короче», «в общем», «типа» и т. д. У ребенка в результате употребления этих слов наблюдается потеря связной речи и может развиваться хроническое запинание. Если это уже проявляется, значит слова-паразиты настолько вросли в речь, что без них ребенок разговаривать уже не может.

Дети, как пылесосы, подбирают слова-паразиты на улице, в детском саду, школе, дома и т. д. Если до 5-ти лет слова-паразиты повторяются детьми неосознанно, то в предшкольном возрасте ребенок очень хорошо понимает значение этих слов. Школьники «прячут» жаргон и говорят по-модному там, где их не слышат родители, учителя и другие взрослые. Для детей это своеобразное вливание во взрослый мир.

Очень быстро дети перенимают матерные слова, особенно от родителей, которые иногда, не обращая внимания на ребенка, матерятся за столом в компании или в других случаях. Конечно, если вы никогда подобным образом не выражаетесь при ребенке, а в его речи появились эти слова-паразиты, стоит спросить у него, где он услышал подобное слово.

Самый простой способ искоренить слова-паразиты из речи вашего ребенка — это поговорить с ним, объяснить, что так выражаться нельзя, сказать, что те или иные слова-паразиты не нужны ему, они ругательные и не могут присутствовать в речи воспитанного хорошего мальчика или девочки.

Если ребенок попросит вас объяснить, что означают эти слова-паразиты, вы должны это сделать, как бы вам ни было неудобно от этого. Если не вы расскажете малышу значение этих слов — это сделает кто-то другой, и, поверьте, это будет явно не литературное описание.

Лингвисты и психологи также советуют больше читать с ребенком, учить наизусть стихи и так далее. Просите ребенка, чтобы он не спешил, когда разговаривает с вами, а внимательно следил за речью. Постоянно указывайте на недостатки речи, как только вы услышите то, что не должно появляться в речи ребенка.

Как только вы услышите в речи школьника слова-паразиты, попросите его начать рассказывать, то, что он говорил с самого начала, и так пока слово не пропадет. Этот метод хорошо использовать при применении устного аудирования.

Возможно, вам нужно ограничить просмотр телевизора ребенком и общение в Интернете. Пообещайте, что как только он перестанет говорить «это», «ну», «как бы», «э», вы разрешите ему подольше поиграть в игру или посмотреть любимый мультсериал. Такие стимулы очень хорошо влияют на ребенка, так что подумайте, без чего не может жить ваш малыш, и «шантажируйте» его ради него же самого.

ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА

Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в дошкольный центр, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком pacсматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?». Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша надевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и… (стала умываться).
— Коля оделся и… (побежал гулять).
— он замерз и… (пошел домой).
— стали они играть… (с зайчиком).
— зайчик испугался и… (побежал, спрятался)
— девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше — тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!



РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК

Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.

Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-Белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют.  Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины.  Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами или шнурками сегодня дети все меньше общаются, липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

Рекомендуемые упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые родители могут выполнять со своими детьми:

1. Замки из песка и камней

Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребенка, чтобы он проделал все заново.

2. Упражнение «Перелей водичку»    

Переливание жидкости из одной ёмкости в другую, стараясь не пролить.

3. Рисуем

Держание карандашей и кисточек – отличный способ развития моторики. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру, рисуйте не только кисточками, но и пальцами (сейчас для этого существуют специальные краски). Очень хорошо развивает моторику рук раскрашивание изображений карандашами.

4. Игра «Угадай-ка»

Опознание предметов на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

5. Лепка из пластилина

Дети просто обожают лепить из пластилина, позвольте им это.

6. Мозаика, пазлы, конструктор

Дети с удовольствием занимаются собиранием мозаики, пазлов, конструированием, только подбирать их нужно по возрасту ребёнка.

7. Упражнение  «Порви бумажки»

Пусть дети рвут бумагу на как можно мелкие части. Это занятие для них не только увлекательное (дети любят что-нибудь рвать), но и полезное.

8. Игры с предметами домашнего обихода

Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.  

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.

Можно попросить ребёнка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

Поверхность пельменницы, как известно, напоминает соты. Попросите малыша в каждое отверстие положить горох, бусинку или ещё какой-нибудь мелкий предмет, затем вытащить эти предметы обратно.

9. Вырезание из бумаги

Вырезайте с детьми из бумаги разные фигурки. Начните с простых: круг, квадрат или треугольник, затем переходите к более сложным.

10. Формируйте у детей навыки самообслуживания

Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками.

Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи.

Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка.

Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребёнка к школе.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК В 2-4 ГОДА, 5-6 ЛЕТ?

     Постараемся дать краткий ответ на этот вопрос, волнующий многих родителей.
    К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия «здесь» и «сейчас»; прилагательные «большой» и «маленький», реже — глаголы, личные местоимения. 

   На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’]. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «о» или «моко» вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!».

   К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

    К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

    К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

    В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

      Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.

    Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций:

  • средство общения
  • передача накопленного человеческого опыта
  • регулятор поведения и деятельности людей.

    Развитие речи ребенка тесно связано  с его общим психическим развитием. Обычно, потому как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

    Речь ребенка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

    Очень часто дети дошкольного возраста  испытывают трудности в овладении  родной речью, хотя в целом их психическое развитие  идет нормально.

    Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте  имеет огромное  значение  в последующей жизни ребенка.

   Почему же важно вовремя научить  ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

  • от четкой  и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь — источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
  • своевременное устранение недостатков произношения и развитие фонематического слуха поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма (дизграфия, дислексия), которые могут возникнуть из-за дефектов в речи. Родители должны знать, что успешное овладение грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат  ребенку полноценное  усвоение школьной программы.
  • трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка  и его положение в детском коллективе. «Плохоговорящие»  дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется неполноценности, неуверенность в себе.
  • недостаток звукопроизношения могут явиться причиной высших психических процессов как  слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т.к. речь  тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –познание, регуляция, общение.

    Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильное произношение.

    В действительности же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепились в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

    Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Учитель-дефектолог ведет индивидуальную, подгрупповую и групповую работу с детьми по нескольким направлениям:

  • выработка правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха – это поможет ребенку отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка;
  • развитие органов артикуляционного аппарата, выработка правильной постановки и автоматизации звуков в речи;
  • работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение грамоте и подготовка руки к письму.